вторник, 23 марта 2010 г.

Шелленберг - Олег Табаков

Оле́г Па́влович Табако́в (род. 17 августа 1935, Саратов, СССР) — Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова. Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре при Президенте России.

Жизнь в Саратове

Олег Павлович родился 17 августа 1935 года в городе Саратов в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов. Сестра — Мира, ее отцом был первый муж Марии Андреевны — Гуго Юльевич Гольдштерн[1].
Раннее детство провёл с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.
Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в (1950—1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» в профессии для ста шестидесяти актёров.
[править]Школа-студия МХАТ
В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.
В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас».

Театр «Современник»

«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков — самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.
Табаков — один из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29 лет перенёс инфаркт (1964 год). Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.
В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.


Преподавательская деятельность

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение — взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу.
В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова — профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

«Табакерка»

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».
В 1978 году состоялась премьера «подвала» — спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве.
С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени — А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали.
С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.
В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.
С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.
1986 год — первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.
1 марта 1987 год — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.
С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:
Художественное руководство двумя театрами;
Работу в МХТ им. А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра;
Руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ;
Обучение студентов и режиссура за границей;
Продюсирование;
Съёмки в кино- и телефильмах.
В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров и прочее совмещение обязанностей и профессий, стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

Взгляды

Из интервью Олега Табакова с журналом "LюMON"(г.Челябинск)
"...Я вообще заметный человек. Я достаточно дистанцируюсь от любой власти на протяжении 51 года.
...Я ведь не режиссер. У меня есть данные, я могу научить актеров хорошо играть, но художественный театр я никому не наследовал, ничье дело я не продолжаю. Я - кризисный управляющий. Вот в меру своего понимания и занимаюсь этим. Когда я пришел на должность художественного руководителя [МХТ им. Чехова], то довольно быстро распустил все общественные организации: совет по делам молодежи, трудсовет и пр.
...Я много работаю. И когда я работаю, условия проживания, конечно, имеют определенное значение, но не решающее.
...К сожалению, современная театральная педагогика удовлетворяется некоей полумерой: из людей средних способностей получаются актеры. Но это вовсе не означает, что эта работа не должна проводиться.
...В театре не так много актеров, которые могут работать «паровозами». Так было всегда. Я не могу мечтать о пьесе, не связывая ее с актером.
...Я один из немногих, кто выиграл суд относительно того, что издатели тиражировали те передачи, которые я ставлю на радио. Вообще, основные свои деньги я «заработал» на радио. Когда американцы продали фильм про Гарфилда, то обязательным условием было, что озвучивать кота будет «артист Т».
...Цивильная, нормальная семья бывает здоровой, только если в ней есть дети. А иначе приходишь в дом иногда: и картины на стенах, и книги с золотыми обрезами, и хрусталь... а детей нет - и некий «the smell of cheese» - запах сыра - присутствует. А вбежит в эту комнату пусть не ребенок, хотя бы щенок, помашет хвостом - и все становятся людьми.
...Что надо, чтобы 72-летний человек не спал ночью? Победа нашей сборной на чемпионате по хоккею! Мне было так хорошо!
...Очень важно не забывать тезу Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что на нас жизнь не кончается. "

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 августа 2005) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[2]
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 октября 1998) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра[3]
Орден Дружбы народов (10 ноября 1993) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства и подготовку высококвалифицированных кадров для театра и кино[4]
Народный артист СССР (1988)
Народный артист РСФСР (1977)
Почетный член Российской академии художеств (2009)[5]

Семья

Олег Павлович Табаков дважды был женат.
Первая жена — актриса Людмила Ивановна Крылова. Дети от первого брака — актёр и ресторатор Антон Табаков (1960) и актриса Александра Табакова (1966).
В настоящее время женат на актрисе Марине Зудиной. Дети от второго брака Павел (1995) и Мария (2006).



Комментариев нет:

Отправить комментарий